
Самарканд-Карши
День пятый 24 апреля.
В Самарканде есть, что посмотреть. Соборная мечеть Биби-Ханум, Комплекс Шахи-Зинда, площадь Регистон. Мне очень нравится подобная архитектура, мозаики, голубые купола, арки, резные колонны. В прошлом году в Иране я также от них балдел. В Иране, мне показалось, они всё-таки помасштабней и в немного лучшем состоянии. Но и здесь, походив среди куполов, получил огромное удовольствие.
Хотелось ещё посетить Бухару. Но, учитывая расстояния и состояние узбекских дорог, решил, что, поехав туда, не смогу вписаться в свои временные рамки.
Поэтому из Самарканда выехал в сторону Карши. Это 150 км.
Полпути дорога была более-менее нормальная, но после въезда в Кашкарьдарьинскую область стала просто невыносимой. Капитального ремонта эти дороги не видели с советских времён. Ехать быстро просто невозможно, поскольку всюду трещины и выбоины, так что часто приходилось ехать просто по обочине. Дважды пробивал колесо. Этих ужасных дорог мне предстояло сполна вкусить ещё и на следующий день. Местами попадались ровные свежеотремонтированные участки, но метров по 300-400 не больше. Когда выезжал на такой, казалось, что велосипед едет сам, без усилий с моей стороны. А всё остальное время лавирование между ямами отнимало кучу сил.
Когда в начале восьмого солнце было готово коснуться горизонта, я стал ловить попутку. Остановился грузовичок с двумя узбеками, которые совершенно не понимали по-русски. Я жестами описал им свою печаль и попросил подкинуть до Карши (единственное слово, которое они поняли наверняка). Меня вместе с велосипедом загрузили в будку, где я с комфортом проехал оставшиеся 30 км. Сначала было темно, и я зажёг, было, фонарик, но потом водитель видимо вспомнил и включил внутри лампочку.
Мне в браузерах до сих пор выскакивают рекламные материалы, предлагающие 5-дневные туры в Узбекистан за 1000$, где обещают, кроме осмотра достопримечательностей, проживание в уютных гостиницах и перемещение на комфортабельных автобусах. «Да что вы понимаете в комфорте?! - думал довольный я, сидя в фанерной будке на своём рюкзаке рядом с велосипедом, - да тут ещё и лампочка есть!». Ни один люксовый автобус не сравнится по комфорту перемещения с этой будкой после нескольких часов непрерывной борьбы с выбоинами и колдобинами.
В Карши относительно долго искал гостиницу. Нашёл в центре за 200 тысяч сумм (20$). Интересная деталь: довольно просторный номер с двумя окнами и двумя кроватями. Тут же в комнате умывальник и душевая кабина. Но туалет находится в коридоре рядом с рецепцией.
Пошёл в торговый центр поужинать и купить продуктов на завтрак. Увидел книжный магазин.
Вообще в узбекском языке официально применяется латиница. В советское время применялась кириллица. Фактически же, если смотреть на вывески, то четверть надписей выполнены на русском языке, часто – с ошибками, ещё четверть – тоже на русском, но латиницей (типа kosmetologiya или aviakassa) и треть – на узбекском тоже в обоих вариантах. Встречаются надписи на английском. Если не считать названий брендов, то это обычно реклама школ английского языка.
Лично мне резануло глаз название сети пиццерий "Belissimo pizza", присутствующей во многих городах. В дословном переводе с итальянского это означает "Прекрасный пицца". Для Узбекистана подобное в порядке вещей.
Что касается общения, то (за исключением крупных городов) молодёжь по-русски обычно не говорит в отличие от людей старшего поколения.
День шестой 25 апреля.
Из достопримечательностей в Карши есть древний мост через реку Кашкардарью. Отдельные источники сравнивают его с мостом в Исфахане (Иран), который я имел счастье посетить год назад. Могу сказать, что есть определённое сходство, но сравнение притянуто за уши и по большому счёту смотреть в Карши нечего.
Поменял в банке ещё 5000 рублей и в десятом часу отправился в путь с целью доехать до Дербента (не путать с городом в Дагестане) и там где-нибудь заночевать. Это 160 км с подъёмом на перевал. И, проехав пару десятков километров, опять столкнулся с убитой дорогой. Я сам работаю в дорожной отрасли и представляю наши требования к состоянию федеральных трасс. Не могу представить, чтобы у Росавтодора на Урале был хотя бы километр подобного безобразия. Они их не подвергали капитальному ремонту со времён Советского Союза. Вместо этого нанимают бригаду – не побоюсь этого слова – узбеков, которые с лопатами и с КАМАЗом асфальта занимаются ямочным ремонтом. Зато на обочинах расставлены щиты, с вдохновляющими напутствиями узбекского Президента Шавката Мерзиёева! К слову, в соседнем регионе, где дороги довольно хорошие, подобных плакатов не встречается.