
Ферганская долина.
Цветёт урюк под грохот дней,
Дрожит зарёй кишлак,
А средь арыков и аллей
Идёт гулять ишак.
О.Бендер
— Тот не патриот, кто не любит свою Родину, — сказал экскурсовод-водитель. — Вот она, красавица Карья. Наш поэт Николай Петелин сказал:
Течет в песках Амударья,
а рядом с нею Сырдарья.
Есть много разных рек.
Они впадают все в моря,
но я люблю тебя, Карья.
Как мать, как человек.
А.Арканов. Из рассказа «Экскурсия на Синее озеро»
Захотелось мне поглядеть, как живут наши среднеазиатские братья: киргизы, узбеки и таджики. Не бывал я у них никогда. Обычно они сами к нам приезжают на заработки.
Оформил на работе отпуск на 10 дней и купил билеты Екатеринбург-Ош и Душанбе-Екатеринбург. Через Узбекистан как раз около тысячи километров и получится. Посмотрел, какие достопримечательности обычно там смотрят, узнал про действующие пограничные переходы и визовые требования. Вот, собственно, и всё планирование.
Итак, в субботу 19 апреля я прилетел в Ош. В самолёте половина пассажиров были киргизские дети: совсем мелкие – на руках у мамочек, те, что постарше, – на отдельных местах. Когда самолёт попадал в воздушные ямы, дети всех возрастов радостно кричали «мы сейчас упадём!» и весело смеялись как на карусели.
Поменял в аэропорту 1000 рублей на местные деньги, которых хватило на такси и на поужинать. Поселился в центре города в гостиницу «Ош-Нуру». Собрал велосипед, прогулялся немного по городу, несмотря на прохладную и дождливую погоду, и лёг спать.
День первый 20 апреля.
Утром выдвинулся к узбекской границе. Погода наладилась и по нашим понятиям стояла уже совсем летняя, чувствовались ароматы цветущих растений и слышались крики южных птиц.
По пути пофотографировал достопримечательности Оша. Из достопримечательностей можно отметить живописную гору Сулайман-Тоо и, пожалуй, всё.
Не проехав и пары километров, пробил заднее колесо на канализационной решётке. Пока менял камеру, местные жители пытались предложить помощь, показывали, где ближайший велосипедный магазин. Отметил, что в городе половина надписей на русском языке и все свободно говорят по-русски.
На границе обменял остатки киргизских сомов и ещё тысячу рублей на узбекские сумы и встал в очередь желающих перейти через границу.
Следует отметить, что вопреки распространённому мнению самый выгодный курс обмена дают менялы в аэропорту или на границе. Разница между покупкой и продажей у них составляет 2% в отличие от банков (узбекских), у которых она 30%.
Пограничник запустил партию пешеходов в здание, и они пёстрой толпой выстроились в очереди на паспортный контроль. Меня же с велосипедом пригласили проследовать на контроль для автомобилей и обслужили фактически вне очереди.
Попав на территорию Узбекистана, сразу купил сим-карту с месяцем обслуживания, включая интернет, входящие и внутренние исходящие звонки. Обошлась она в 55 тысяч сум, что в переводе на наши деньги составляет ок. 350 рублей.
Дорога поначалу была хорошая. Вокруг цвели интересные деревья (может даже тот самый урюк), движение первое время было совсем не интенсивное.
Километров через двадцать, на подъезде к Андижану дорога капитально испортилась и появился интенсивный траффик. Самое плохое сочетание для велосипедиста: нужно маневрировать между выбоинами, сильно не отклоняясь от обочины, чтобы не попасть под машину.
Остановившись купить водички, я спросил у узбека-дальнобойщика:
-Скажите, товарищ, как лучше ехать на Коканд: прямо или через Фергану? Где покрытие лучше?
- У Андижана всегда покрытие было плохое, дальше будет лучше. Поезжай по дороге на Фергану, - ответил он. - Сейчас под мост, там под мостом стоит гаишник, его лучше обойти пешком, чтобы не докопался.
- Неужели ваши гаишники до велосипедистов докапываются? – удивился я
- И такое бывает…
После поворота покрытие действительно было новое. Ещё и велодорожка сбоку, хотя ехать по ней неудобно.
Разогнавшись, наехал на что-то острое и снова пробил заднее колесо. Тут же случайно оказалась шиномонтажка, где мне предложили квалифицированную помощь. Но приклеенная ими заплата не выдержала давления 8 атмосфер. Я просто поставил вторую запасную камеру и поехал дальше.
Если посмотреть на карту, то Ферганская долина представляет собой впадину между горными хребтами. Но если кто-то думает, что находясь в ней можно наслаждаться видами горных хребтов Памира вдалеке, то он ошибается. Долина эта достаточно велика, поэтому горы я видел только в Оше и на следующий день - при выезде на перевал в сторону Ташкента.
По пути до Ферганы проезжал городок Кума, где сфотографировал такую вот крепость.
Вечером на развилке был выбор: ехать на Коканд ещё 90 км или остановиться на Фергане (15 км). Выбрал второе. Думал, в Фергане посмотреть что-нибудь интересное.
Ничего интересного там не обнаружил. Река. Парк. Рынок. Много клубники. На рынке поменял ещё денег (снова по хорошему курсу). В центре города есть даже велодорожки. Переночевал в гостинице. Вечером набрёл на веломагазин, где смог купить две запасные камеры нужного размера и велосипедные перчатки (весьма нужная в походе вещь).
День второй 21 апреля.
С утра выдвинулся на Коканд. Жена, правда, рекомендовала доехать на автобусе или поездом. Она где-то отзыв прочитала, что дорога там плохая. На самом деле нормальная дорога.
Вот фотография автовокзала. Ещё раз – АВТОВОКЗАЛА.
Во всех странах, где я бывал, у платформ стоят автобусы, которые ходят по расписанию. Здесь же – маршрутки-малолитражки UZDAEWOO, которые ходят, как попало. И с велосипедом никого не повезут. Потому что в багажниках у них смонтированы газовые баллоны. Кстати в Узбекистане значительная часть транспорта работает на газе, даже фуры и немногочисленные автобусы, поэтому на дорогах не чувствуется запаха выхлопов.
Так что к обеду, проехав около сотни, я уже был в Коканде. Здесь пообедал, посетил дворец хана Худояра и городской парк. Городок произвёл на меня очень хорошее впечатление.
Дальше решительно направился в сторону Ташкента. Сначала ехал вниз до Сырдарьи. Сырдарья несколько разочаровала. Большая река, но грязно коричневого цвета, как и большинство речек в этой местности. Хотя, местные говорят, что в ней много рыбы.
Потом дорога пошла вверх на перевал. Буквально накануне (в гостинице в Фергане) я посмотрел ролик, как группа велосипедистов путешествовала по Узбекистану примерно тем же маршрутом. В ролике был эпизод, что группу на сам перевал не пустили гаишники: остановили, погрузили на грузовички и переправили на другую сторону. Точно так же вышло и у меня. Повкручивая какое-то время в подъём и доехав до поста около пос. Чарак, был вежливо остановлен гайцами, которые тут же остановили грузовичок и велели водителю переправить меня вместе с велосипедом через перевал. Это на самом деле правильное решение. Движение на перевале довольно интенсивное, а рельеф и профиль дороги непростые, фуры жмутся друг к другу, обочины нет, поэтому велосипедам там не место. Водитель по-русски говорил плохо, но оказался довольно приветливым человеком, денег с меня никаких не взял.
Так к вечеру второго дня я оказался в городе Ангрене, преодолев своим ходом около 160 км и ещё 80 - на попутке.